Ребенок ворует. Что делать?

Ваш ребенок ворует деньги из вашего кошелька или конфеты/чипсы/жвачки в магазине? Прежде, чем отругать его за это, задумайтесь, почему и зачем он это делает? Даже если такое произошло один раз, родителям есть над чем поразмыслить. Дети растут, и, в связи с этим, растут их потребности (эмоциональные, материальные и т.д.).

У вашего ребенка есть все, что он хочет (по вашему мнению), но все равно вы часто не досчитываетесь купюр в своем бумажнике, а у него находите чужие игрушки/вещи, якобы подаренные друзьями? Возможно, речь идет о вседозволенности/избалованности или свидетельствует о том, что вы абсолютно «не знаете» своего ребенка и сферу его потребностей.

Детские психологи

Гусева Татьяна Сергеевна
Специализация:
Семейный психолог
Детский психолог
Психолог для подростка
Психолог для родителей
Консультация: 2000

Вы пользуетесь авторитетом у своего ребенка? Он может вам доверить свои тайны и проблемы? Вы уверены, что у него есть все необходимое? Может быть, так считаете только вы? Проблема воровства не берется из ниоткуда и имеет четко обозначенные причины, которые нужно решать.

Почему ребенок ворует?

Очевидно, что ребенок не будет прибегать к подобным поступкам, если его все удовлетворяет и «устраивает» в жизни. Человек с детства знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо», и это осуществляется при помощи взрослых. При полноценном взаимодействии с родителями любая информация ребенком легче усваивается, особенно, когда поведение и образ жизни близких людей является достойным примером для подражания.

Позволим себе сформулировать причины детского воровства:

  • неблагоприятное психологическое состояние ребенка;
  • недостаток развития нравственных представлений и воли.

Внутреннее состояние детей напрямую зависит от психологической обстановки в семье и от характера взаимоотношений с близкими людьми. Если родителям «не хватает» личного времени для общения с сыном/дочерью, то подсознательно ребенок будет искать все возможные способы, чтобы на него, все-таки, обратили внимание. Некоторые дети в подобной ситуации прибегают к проявлению агрессии, как сигналу о внутреннем неблагополучии, а кто-то совершает кражу.

Нехватка положительных эмоций также может быть мощным толчком к такому поступку. Завладев чужой вещью или деньгами, ребенок ощущает временное состояние эмоционального удовлетворения, в связи с обладанием желаемого. Факт того, что украденное ребенку не принадлежит, только «подогревает» его изнутри, добавляя остроты ощущений. Другими словами, недополучая эмоций от родителей, ребенок начинает искать источник удовольствия другими способами, например, совершая противозаконный поступок…

Даже мелкое воровство («взял» конфетку в магазине, «одолжил» ручку/карандаш/ластик у соседа по парте и т.д.) – это явный способ порадовать себя, сделать себе подарок, хоть и таким запретным способом. В силу своего возраста дети, зачастую, не осознают всю степень ответственности и вероятные последствия совершаемой ошибки.

Неблагоприятное психологическое состояние ребенка

Каждый взрослый уже прошел период детства, отрочества и юности, пережив соответствующие возрастные сложности, в отличие от ребенка, который только учится жить. Поэтому задача родителей – научить свое чадо прописным истинам, и элементарно – быть рядом (физически, эмоционально, нравственно).

Упреки и прилюдная «порка» не решат проблему воровства, только укрепив мнение ребенка в том, что делает он все правильно. Агрессивная реакция родителей может спровоцировать в итоге получение обратного результата – ребенок перестанет бояться наказания за свои поступки и все равно будет продолжать их совершать.

Чаще всего, подобные действия детьми действительно не осознаются. На вопрос: «Зачем?», ребенок совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Зато взрослые должны понимать, что к решению этой проблемы нужно подойти серьезно.

Помимо вышеуказанного, воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. В данном случае, кража – попытка завоевать расположение кого-либо значимого среди своих сверстников по отношению к себе.

Важно понимать, что ребенку тоже необходимо уважение и признание в своей среде, поэтому задача родителей – объяснить своему чаду, что достичь желаемого отношения можно вполне разумными поступками, для осуществления которых вовсе не нужно нарушать закон.

Недостаток развития нравственных представлений и воли

Часто случаи воровства у детей являются следствием серьезного «пробела» в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет необходимо объяснять, что такое «чужая собственность» и обращать его внимание на переживания человека, пострадавшего от кражи.

Пребывая в расстроенных чувствах, многие родители, сами того не желая, закрепляют за ребенком репутацию вора, даже если ситуация произошла один раз. Безусловно неприятно, стыдно и больно, когда такое происходит в собственной семье, но воспринимать этот поступок нужно с позиции «звоночка», сигнализирующего о большой проблеме. В данном случае бурные эмоциональные реакции родителей не уместны, а постоянные осуждения в адрес ребенка лишь подтолкнут его, тем самым, к закреплению позиции нарушителя.

В связи с этим возникает вопрос: «Что делать родителям, и как правильно отреагировать, если ребенок совершил кражу?».

Рекомендации родителям

Спокойная рассудительная беседа способствует грамотному выяснению случившегося куда лучше, чем эмоциональное выяснение отношений с последующим наказанием. В связи с этим, родителям необходимо сохранять самообладание, максимально контролируя свои эмоциональные и поведенческие реакции.

Для того, чтобы факт кражи не повторился в будущем, важно понять причину такого поступка и совместно с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Если имеет место быть нарушение или отсутствие взаимопонимания между ребенком и родителями, то осуществить указанное будет непросто, но вполне возможно. Обращение к психологу поможет родителям не только выяснить все необходимые нюансы содеянного, но и способствует нахождению с ребенком «общего языка», если имеются вопросы недопонимания.